EzS 2 Опубликовано: 15 января 2008 Рассказать Опубликовано: 15 января 2008 (изменено) Уважаемые, хочу поделиться накопленным за 8 лет опытом в сфере web-дизайна. Как надо работать с клиентами и чего не стоит делать. У меня идея написания такой статьи возникла очень давно. но как-то не было ни времени, ни желания. Надеюсь прочитанное кому-то покажется нужным, кому-то новым, а кому-то устаревшим. Не важно. Главное, мысли! В общем, все изложенное мной, ниже. Итак, вы дизайнер или считаете себя таковым и к вам обратился клиент с заказом на дизайн сайта (не важно для какого движка) и вы подписались на исполнение. Не радуйтесь раньше времени! Чему радоваться? Возможно это ваш первый и последний заказ за 365 дней. Готовьтесь к тяжелым испытаниям!-) Прежде всего оцените уровень своих работ, а стоит ли браться вообще за дизайнерское решение? Итак, теперь по пунктам: Требуйте ТЗ (техническое задание), в котором должны быть требования к макету и верстке (если вы еще и верстаете). Не удивляйтесь, если чего-то не хватает, в процессе работы с Заказчиком многое будет дополняться или исправляться. Второй шаг (немаловажный!) обязательно настаивайте на демонстрации своих работ! Это упростит переговоры о стоимости дизайна (или ряда услуг). Возможно это продлит ваше общение или наоборот, ускорит прощание. В третьих, интересуемся бюджетом Заказчика. Зачем, спросите вы? А затем, что каждый дизайнер (web-мастер работает по своим ценам). Если бюджет намного ниже стоимости ваших услуг, то можете отказываться. Должны быть принципы. Иначе вы малодушный и легко поддающийся на уговоры человек. Последующие заказы вы будете делать за более низкую стоимость. О том, кто как предпочитает расплачиваться, дело каждого, но я советую брать предоплату 50% после утверждения макета. На примере разберем такой вариант. У вас заказывают логотип сайта (возможно он будет использоваться в полиграфии), дизайн сайта и его верстку. Сразу с Заказчиком обговариваете следующий момент (это будет четвертым пунктом): - сроки; - условия, на которых вы сотрудничаете (именно сотрудничаете, об этом ниже); - сумму (гонорар); - предоплату (когда, сколько и проценты от общей стоимости). Я, например, работаю по такой схеме. Предоплата после утверждения макета Заказчиком 50 или 70% (смотря какой заказ). Остальная сумма гонорара после завершения работ. Прелюдии закончились, теперь настало время потрудиться. Внимательно читаем ТЗ. Что не понятно, спрашиваем у Заказчика, что он хочет видеть и как это должно смотреться. Большинство старается так работать. Есть конечно люди, которым все-равно как будет выглядеть их сайт, но дизайнеру не должно быть все-равно. Сделанную работу можно засунуть в портфолио и показывать последующим клиентам. Выше я упомянул, что работа Заказчика и Исполнителя это сотрудничество, почему? Все просто, в процессе разработки концепции сайта возникает куча вопросов (не все заказчики умеют писать ТЗ для сайта), поэтому приходиться непосредственно общаться с последними. Иногда возникают споры, но не надо забывать, что клиент всегда прав. Если вы считаете его мнение ошибочным, не вступайте в спор (ничем хорошим он не закончится), вы просто потеряете клиента. Промолчите, но на макете отразите то, что считаете нужным. И сделайте второй вариант таким, какой хотел Заказчик.Если вы хороший дизайнер, вас оценят. Помните о взаимном уважение! Никакого "тыканья" и ненормативной лексики. Вы должны уважать своего работодателя, он, в свою очередь, будет уважать вас как профи. В процессе общения заказчик сам укажет вам что и где он хочет видеть в макете (эскизе), вам останется реализовать желаемое. Кстати, почаще интересуйтесь такими вещами как цвета, пиктограммы на странице и прочими элементами дизайна сайта. Мой вам совет: делайте сайт клиента, как для самого себя. Ищите и исправляйте все ошибки сами. Вам картинка макета порядком надоест за время работы над ней, а Заказчик увидит ее в новом виде и детали заметит сразу, особенно недочеты. Старайтесь не использовать не свои картинки, найденные в интернете. Возьмите фотоаппарат и сделайте фото сами. Зачастую клиенты настаивают на использовании уже имеющейся картинки, не соглашайтесь. Делайте свою. Не забываем о том, что у каждой фотографии или рисунка есть автор. В общем, помним об авторских правах и Photoshop (Corel, Illustrator,Gimp, Fireworks или что-то еще вам в помощь!) Бывают и такие варианты, что ваш клиент не знает, чего он хочет. Есть цель сделать красивый сайт для информационного агенства и все. Никакого ТЗ, только сроки и фраза "сделать красиво". Что делать? Все просто: представляем, что это ваш проект и делаем для себя. Не забываем, что плагиатом заниматься не хорошо. Многие путают идею, которую можно реализовать как угодно и тупое копирование и изменение пары графических элементов на странице. По работе дизайнера могу сказать следующее. Не начинайте рисовать весь сайт сразу. Сделайте набросок блоков и все. Если вы хороший дизайнер, у вас не бедно с фантазией, представьте себе сайт и отрисовывайте его блоками, т.е. шапку (header), информационную часть страницы (content) и подвал (footer). Отдельно делайте логотип (возможно его предоставит Заказчик). Зачем так делать? Вы не будете путаться в слоях макета, вам будет проще работать с определенной областью. К тому же, показывать Заказчику наработки будет проще, типа это шапка, это лого, это шапка с логотипом и т.д. Удобно. После утвержденных частей можно все собрать в один файл. Напоследок про дизайн и логотип сайта: не забывайте, что логотип должен сочетаться с идеей сайта. Итак, сделали макет, Заказчик одобрил. Теперь верстка (если вы верстаете). До сих пор задаюстся вопросом, какая лучшая: табличная или блочная? В принципе, это дело каждого. Мое мнение - смешанная как оптимальный вариант. Все уважаемые, работа выполена, получайте честно заработанные деньги. Очень советую не прекращать общения с Заказчиком, возможно ему понадобиться ваша помощь (или вы заметите со временем свои недочеты или ошибки). Не забываем о том, что Заказчик довольный вашей работой, может рекомендовать вас своим коллегам, приятелям или знакомым. А это новые клиенты, соответственно работы, заработок, новые работы в портфолио. Еще такой момент: исходники. Если вы дорогостоящий дизайнер (например ваши улуги стоят от 250-300 и выше евро), то уместно было бы отдавать заказчику иходные материалы бесплатно (конечно же по требованию клиента), если вы не оцениваете свой труд так высоко, стоит обговорить вопрос с клиентом в процессе начала совместной работы. В общем-то, для начала это все. Последнее. Страховка сделки. Бывают что клиенты "кидают", к сожалению. Выход есть. Вы получаете оплату 50% в любом случае (предоплата). Если факт получения оставшейся суммы не имел места, можно сделать так: продать макет другому заказчику, предупредив его о том, что он использовался (я бы посоветовал даже дать ссылку на ваше детище) и запросив за работу 50%. Но обязательно предупредив нового клиента. Вообще, советую предупредить Заказчика (первого) в начале работ о таком варианте (он теряет эксклюзив, если вы конечно не штампуете сайты в одном стиле). Если утомил, прошу прощения, но эти моменты важны. Вам самим будет проще работать с людьми. Есть вопросы, критика, идеи? Давайте пообщаемся-) С уважением, Stan Ezersky ICQ: 224378451 Изменено 16 января 2008 пользователем EzS Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Vano 0 Опубликовано: 21 января 2008 Рассказать Опубликовано: 21 января 2008 (изменено) Ну что я могу сказать.. прочитав эту статью я абсолютно ничего нового не узнал, хотя занимаюсь дизайном "на заказ" всего то пол года ) По-моему это всё понятно само-собой. Но всё равно спасибо за потраченный труд и время на создание этой статьи. =) Изменено 21 января 2008 пользователем Vano Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
WMDrakon 20 Опубликовано: 22 января 2008 Рассказать Опубликовано: 22 января 2008 Да, труды уж точно большие! Спасибо! Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
n0lik 75 Опубликовано: 22 января 2008 Рассказать Опубликовано: 22 января 2008 Отлично Вы это придумали, я как начинающий подчеркнул много нового и полезного для себя. Да и ещё вопрос, где можно посмотреть Ваше портфолио? Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
EzS 2 Опубликовано: 27 января 2008 Рассказать Опубликовано: 27 января 2008 Автор Сама статья ориентирована больше на начинающих дизайнером. У кого есть опыт, тот и так все знает Отлично Вы это придумали, я как начинающий подчеркнул много нового и полезного для себя. Да и ещё вопрос, где можно посмотреть Ваше портфолио? Спасибо за мнение. По вопросу: в приват-) Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.